Бело-кобальтовая посуда является национальным символом России, подробнее по ссылке exclusive-farfor.ru. В этом она не уступает русскому балету, водке и матрешкам с балалайками. При этом почти никому не известно, что Гжель – это прародитель большей части российских фарфоровых производств. Отсюда брали ресурсы заводы Кузнецова, о которых знал весь мир, а также Императорский завод.
Если говорить об исторических фактах, то в год Бородинского сражения Кузнецов, который родился в Гжели, открыл в одном из сел фарфоровое предприятие. Она развивалось, постепенно превращаясь в большой холдинг. Немало заводов открывалось в Рыбинске, а также Твери и Риге. На новые заводы основатель приглашал мастеров из Гжели. Они перебирались на новое место со своими семьями. Позже дети мастеров продолжали развивать производство. Со временем на таких заводах начинаются формироваться потомственные кадры. При этом из Гжели все также прибывают мастера, за счет чего удается сберечь традиции на промышленных предприятиях.
Изначально в Гжели удалось найти пласты глины, которые выходили на поверхность. Из-за них район стал больше специализироваться на гончарстве. Из-за глинозема жители Гжели не смогли заниматься с/х, поэтому здесь появились гончарные артели. Впервые о подобных мастерах можно было услышать в XVI столетии. При этом к тому времени о данном промысле было уже хорошо известно. Если говорить об официальной дате основания, то ею можно считать XIV век. В 1320 г. Калита завещал гжельский промысел сыну.
Месторождение в Гжели насчитывает минимум 17 видов глин. Один применяется, когда нужно создать фаянс, фарфор (такие глины получили название «беложгущие»), другой необходим при производстве красной керамики. Если говорить о физических свойствах такой глины, то она по всей России признавалась лучшей. В XVI столетии царь Алексей постановил: привезти эту глину в столицу для изготовления аптекарских сосудов. Уже в XVIII веке керамическую артель прикрепили к аптекарскому приказу. В Гжели ремесленники получали царскую «вольную».