Космоцентризм в античной философии

Космоцентризм считается началом развития античной философии. Для этого периода было характерно желание понять сущность мира через понимание космоса и природы. Если мифы рассказывали о сотворении мира, то философия исследовала, из чего он произошел. Таким образом, под космоцентризмом понимается система философских взглядов, воспринимающая мир как гармоничный, но пугающий космос. Первые шаги от мифологии к философии делали Пифагор, Гераклит, Фалес, Анаксагор. Они пытались объяснить происхождение мира из единого начала.

Зарождение и становление космоцентризма

С попыток понять Космос, различить бытие и небытие, явления и сущности начинался космоцентризм. Значительно позже проявились общие черты философии и науки https://znzn.ru/filosofiya/obshchie-cherti-filosofii-i-nauki-iskusstva-morali-religii, а различия между мыслительной и чувственной реальностью первыми осознали древние греки.

Считается, что само понятие «космос» ввел в философию Пифагор. В период античности оно противопоставлялось хаосу как организованное и упорядоченное бытие. Космос рассматривался как нечто оформленное и конечное, а потому прекрасное.

В греческой философии уже в ранний период появились диалектические представления. Их основоположником стал Анаксимандр, а последователем – Гераклит. Основных диалектических идей было две: всеобщность и вечность изменений в мире, а также единство и противостояние противоположностей.

Первоначало в космоцентризме

Ключевыми аспектами космоцентризма стали безусловная красота природы, необходимость пространства для абстрактного мышления, охват космоса вместе с миром людей. Античные философы стали основоположниками абстрагирования, синтеза, анализа и обобщения, пытаясь освоить первоначало. Важным свойством космического пространства они считали индукцию и дедукцию.

По вопросу первоначала существовало несколько версий:

  • Анаксимен, Гераклит, Фалес считали, что первоначалом были космические стихии. Сначала это были воздух, вода и огонь, потом к ним добавилась еще земля. Эти стихии рассматривались с мифологической, а не с научной точки зрения;
  • Эпикур, Демокрит, Левкилл предлагали дискретную модель космоса, основанную на утверждении о неделимости атома. Суть всего живого они видели в разнообразии атомов по порядку, положению, геометрическим очертаниям;
  • Пифагорейцы считали первоначалом число, усложняя это понятие. Числа для них имели символическое и мистическое значение, объясняли гармонию мира;
  • Платон предложил разделение на мир идей и вещей. Первый – неизменный и умопостигаемый, второй – видимый и изменчивый, причем источник мира вещей находится в мире идей.

Идеи пифагорейцев изучал Платон, развивая космоцентризм ранней греческой философии и исследуя его. В его представлении идея является смысловой моделью вещи и одновременно ее идеалом, пределом становления. Аристотель опровергал учение Платона, поскольку сомневался в самостоятельном существовании идей. Он же указывал на то, что в этих представлениях не объясняется причина происхождения вещей. Так природа стала объектом философии для греков, и это со временем привело к постановке вопросов о человеке и Боге.